Часто, мы приходим в терапию в поиске занятия по душе, своего дела.
Этот поиск звучит, как непонимание, неуверенность в том, чем  человек хочет заниматься в жизни. Вроде и работа есть и профессия, тем не менее гложет человека чувство неудовлетворенности, с определенной периодичностью меняется работа и ее сфера или наоборот человек не уходит с нелюбимого места, пугая себя рациональными аргументами вроде денег. А бывает так, что и деньги есть и карьера, а удовольствия как не было так и нет.  Мне, в свое время, что бы  ответить на этот вопрос, пришлось  идти таким обходным путем, что иногда думаешь, да и в офисе нормально сиделось..)

Кем вы хотели стать, в детстве, когда вырастите? А почему?
Профессия, о которой  маленький  ребенок фантазирует,  это его представление о самом себе, то, как он в своей индивидуальности будет взаимодействовать с миром и за что будет получать родительское признание.

О чем это про ребенка, который мечтает стать ветеринаром, доктором или учителем? Наверное о его  способности сопереживать, а также о желании помогать другим в своем сострадании. Реализовываясь в этом желании,  он и будет получать признание, которое будет его мотивировать развиваться.
Милиционером, пожарным, военным? Можно предположить, что о смелости и готовности рисковать с одной стороны и желании защищать, быть сильным для других, с другой.
Художником, музыкантом, актером — о тонком восприятии, таланте перерабатывать реальность в виде художественных форм и этим радовать других.

Конечно, дети хотят стать еще дальнобойщиками, писателями, столярами, строителями, спортсменами, летчиками, стюардессами и так далее, тем не менее принцип все равно будет таким. В возрасте 4-5 лет, ребенок размышляя о профессии, на своем детском уровне, неосознанно соотносит свои интересы и способности с желанием получить за это признание. Это будет подтверждением его «нормальности».
Тогда как получается, что не получается? Чем старше становится ребенок, тем больше  своем опыте, он находит подтверждения своему сценарию, своим драйверам и другим родительским посланиям. Чем больше ребенок адаптируется к реальности, тем больше ему приходится жертвовать своими истинными желаниями и тем дальше он уходит от себя. В определенный момент, находясь уже в подростковом возрасте, когда человеку предстоит делать выбор будущей профессии, образования, к процессу выбора, присоединяются родительские предрассудки — денежно, перспективно, надежно и они тоже про признание, со стороны родителей.  В совокупности с тотальным отсутствием системы профориентации на всех уровнях поддержки детей и подростков низкого качества профессионального образования и агрессивном навязывании единого образа успешного человека, на выходе все имеют то, что имеют.

В процессе профессиональной деятельности, если человек получает признание (материальное, карьерное) не за то, каким видел  себя в детском возрасте, на бессознательном уровне, воспринимается как игнорирование своих потребностей в самоактуализации и желаний.
Если человек занимается тем, чем всю жизнь мечтал, при этом не получает одобрения — это звучит как обесценивание его вклада, его личности, желаний и потребностей.

Каждый случай специфичен и индивидуален, извилист и порой долог. При этом, для того что бы человек смог ответить себе на вопрос , а чем он в действительности хочет заниматься, ему очень важно увидеть заново свою индивидуальность и неповторимость,  и отделить ее от желания быть признанным.  Совершенно не обязательно становится балериной или космонавтом в 40 лет. Достаточно увидеть, что стоит за детским выбором и подумать как это можно реализовать, уже будучи взрослым человеком, с дополнительным опытом и знаниями о себе и о мире.

Берегите себя!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *